Казахстанская ассоциация
сохранения биоразнообразия

>
РУС

Строительство в ООПТ для туризма – что говорит закон?

7 September 2020

Активные действия госорганов по ускоренному развитию инфраструктуры туризма в нацпарках вызвали у общественности ряд вопросов. Один из них – можно ли обойтись без ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) для того, чтобы снимать растительный покров, выравнивать площадки с использованием тяжёлой техники, заглублять геошурупы (замена бетонного фундамента) как опору для будущих построек. Именно это сейчас происходит в Большом Алматинском ущелье в Иле-Алатауском ГНПП, под названием «подготовительные работы».

Что говорит закон? «Экологический кодекс», ст. 36: «Обязательность оценки воздействия на окружающую среду. … 1. Оценка воздействия на окружающую среду является обязательной для любых видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения. … 2. Запрещаются разработка и реализация проектов хозяйственной и иной деятельности, влияющей на окружающую среду без оценки воздействия на нее. …». При этом, оценивается влияние на поверхностные и подземные воды, ландшафты, почвенный покров, растительный и животный мир и др.; в общем, все возможные влияния вообще.

То, как это делается, регламентирует «Инструкция по проведению оценки воздействия на окружающую среду» (2007, в ред. 2016). Под «воздействием» понимается «любое последствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности для окружающей среды, включая здоровье и безопасность людей, животный и растительный мир, почву, недра, воздух, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты, взаимосвязь между этими факторами; …». Там же повторяется, что ОВОС осуществляется на основе «1) обязательности - процедура ОВОС является обязательной для любых видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения. Запрещаются разработка и реализация проектов хозяйственной и иной деятельности, влияющей на окружающую среду без процедуры оценки воздействия на нее».

Наконец, есть еще «Правила осуществления туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках» (2006, ред. 2019), в основном описывающие как раз процессы согласований и ведения строительства инфраструктуры. В них отмечено, что «участки для осуществления туристской и рекреационной деятельности в пользование предоставляются в соответствии с генеральным планом … Участки национальных парков, на территории которых расположены дороги и стоянки для автотранспортных средств, туристские тропы, маршруты в пользование не предоставляются» (это к вопросу о заборах, перекрывающих тропы в нацпарке). «Со дня заключения договора пользователь в течение одного календарного года осуществляет подготовку ПСД (проектно-сметной документации), разработанную в соответствии с эскизом (эскизным проектом), и представляет ее вместе с календарным планом строительства в национальный парк. … ПСД, согласованная с национальным парком, направляется пользователем на комплексную вневедомственную экспертизу … Пользователь после получения положительного заключения комплексной вневедомственной экспертизы на ПСД начинает строительство объектов...».

Таким образом, без получения положительного заключения экспертизы на ПСД (включающей ОВОС) любые действия, связанные с нарушением растительного и почвенного покрова и т.п., как их не называй, являются, по оценке АСБК, незаконными. Но настоящая правовая оценка законности того, что сейчас делается в Большом Алматинском ущелье – вопрос уже для прокуратуры.

Поделиться с друзьями