ПОЗИЦИЯ АСБК ПО ОТНОШЕНИЮ К ОХОТЕ
Основные принципы
Мы с охотпользователями и охотниками имеем общие интересы:
Мы готовы сотрудничать и сотрудничаем с охотпользователями в следующих основных направлениях:
Весенняя охота
Охота в национальных парках
Мы против любой охоты, включая трофейную, в национальных парках.
Национальные парки, существующие за счет госбюджета, должны быть ядрами воспроизводства животных, как и другие виды особо охраняемых природных территорий. Казахстанцы и гости страны должны иметь возможность наблюдать там не боящихся человека зверей и птиц, полностью реализуя свое право на общее пользование животным миром. Национальные парки должны обеспечивать животным возможность безопасного существования и размножения, с сохранением естественной структуры популяций.
Охотой, включая трофейную (в том числе для иностранцев), должны заниматься только охотничьи хозяйства, для которых это является основным видом деятельности. Национальные парки не должны с ними конкурировать, лишая их дохода. Охотничьему туризму в национальных парках не место.
Национальная охота с ловчими птицами
Мы уважаем и ценим многовековые традиции национальной охоты с ловчими птицами, как выдающееся культурное наследие и вид охоты, наиболее приближенный к природным процессам.
Мы считаем абсолютно недопустимыми соревнования или шоу ловчих птиц с напусками, в том числе многократными, на живых зверей, отловленных заранее и содержащихся в неволе, и не имеющих возможности убежать или убить ловчую птицу. Это – публичное жестокое обращение с животными, которое должно преследоваться в соответствии с законом. На соревнованиях (шоу) можно использовать только механические приспособления и муляжи.
Поскольку для охоты и содержания используются прежде всего виды птиц, занесенных в Красную книгу, должны регулярно контролироваться и строго соблюдаться требования казахстанского законодательства по обеспечению законности их получения и по регистрации. Содержание и использование хищных птиц должно быть гуманным, соответствующим ветеринарным и зоотехническим нормам.
В Казахстане приказом Комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК от 24 ноября 2016 года введен запрет на охоту в период с 16 февраля по 14 июня. Кроме того, суточная норма добычи одного вида птиц или зверей на одного охотника ограничена пятью особями, за исключением промысловой охоты.
Это - абсолютно правильный шаг в организации действительно рационального использования животного мира и его сохранения. В конце сентября 2016 г. Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия (АСБК) совместно с Институтом зоологии МОН РК в ответ на запрос Комитета лесного хозяйства и животного мира оперативно рассмотрели целесообразность ограничения весенней охоты, подготовив соответствующее Биологическое обоснование. Отметим, что Биологическое обоснование для запрета весенней охоты на водоплавающих птиц АСБК по своей инициативе разработала и направила в Комитет еще в 2014 г., но тогда довести дело до запрета не удалось.
Почему был необходим запрет? Наиболее вопиющая ситуация существовала с водоплавающими. Формально, охота должна была проводиться только на самцов (селезней) уток, с обязательным использованием охотниками живых подсадных уток и чучел. Отметим, что большинством охотников самцы легко и безошибочно отличимы от самок лишь у одного вида речных уток – кряквы. В Казахстане многие охотники, попав весной в угодья и пользуясь недостаточно строгим контролем за процессом охоты со стороны егерей охотхозяйств (владельцы которых сейчас сокрушаются по поводу запрета), стреляют без разбора как самцов, так и самок всех птиц, включая запрещенных гусей и даже лебедей. С моральной точки зрения, убивать птиц, переживших зиму, дальние перелеты и только что вернувшихся на родину для гнездования, просто нехорошо. Оставив в стороне для кого-то спорную этическую сторону, добавим сухих аргументов:
Тетерев и глухарь - за период 2013-2016 гг. намечена явная тенденция к снижению численности, и остаются в силе все те же аргументы по выбиванию лучших самцов и этические по поводу охоты весной. Удовольствие превратить великолепную токующую птицу, готовящуюся дать продолжению роду, в окровавленный кусок мяса с перьями, не дав ей даже размножиться, кажется несколько странным, но судить о мотивации таких весенних стрелков сложно.
Вальдшнеп на тяге - его никто и никогда в Казахстане не считал, а без этого использование вида в корне неверно.
Наконец, медведь. Весенняя охота на него была запрещена по предложению специалистов Института зоологии МОН РК. Охота на медведя идет только в Восточно-Казахстанской области, где обитает около двух тысяч этих зверей. Весной медведи, в том числе самки с новорожденными медвежатами, выходят из берлог. Самцы плохо отличаются от самок, поэтому, говорят специалисты, велик риск отстрела медведицы, имеющей потомство - малыши в кустах и траве плохо видны, а при стрельбе времени рассматривать мелькающего в лесу зверя нет. Оставшись без матери, медвежата-сироты обречены на неминуемую гибель. В Казахстане, ввиду достаточной плотности поселения медведя и небольшого ареала, осеннего охотничьего сезона вполне достаточно, чтобы в полной мере контролировать численность вида и удовлетворить потребности охотников.
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ЗАПРЕТА, 2018 год.
Справка Комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК для заседания Научно-технического совета Комитета, от 20 ноября 2018 г.:
«Согласно учетным данным 2017 года, по сравнению с 2016 годом наблюдается увеличение численности уток на 10%, лысух на 5% и гусей на 13%. Результаты учета 2018 г. будут озвучены по завершении учетных работ. Эффективность принятых мер запрета весенней охоты доказывает также мониторинг административных правонарушений по статье 382 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан (далее – КоАП РК) «Нарушение требований пользования животным миром и правил охоты». Так, по данным ОТИ за март, апрель, май 2017 г. по статье 82 КоАП РК к адм. ответственности было привлечено 165 лиц, при этом за аналогичный период 2016 г. привлечено 243 лица (снижение составляет 33%). В 2018 году, за аналогичный период, по статье 382 КоАП РК к адм. ответственности было привлечено 125 лиц, при этом по сравнению с 2017 г. снижение составляет 25%. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что закрытие весенней охоты положительно сказывается на воспроизводстве водоплавающей дичи и способствует увеличению ее численности».
РАЗВИТИЕ СИТУАЦИИ В 2019 г.
В конце января 2019 г. Казахским агротехническим университетом им. Сейфуллина (Астана) разработано "Биологическое обоснование на проведение весенней охоты в Казахстане" (то есть на отмену приказа о ее запрете) (посмотреть полный текст биообоснования), направленное на Государственную экологическую экспертизу. АСБК подготовила подробный отрицательный отзыв на данный документ и отправила его для рассмотрения экспертизы, с копией в Комитет лесного хозяйства и животного мира МСХ РК (посмотреть полный текст отзыва). Отрицательный отзыв по открытию весенней охоты на пернатую дичь дал также Институт зоологии МОН РК. Комитет лесного хозяйства и животного мира ответным письмом подтвердил целесообразность запрета (текст письма). В конце марта Государственная экологическая экспертиза отклонила обоснование по открытию весенней охоты (заключение экспертизы).
ОТМЕНА ЗАПРЕТА - 2020 г.
Приказом Председателя Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 27-5-6/83 запрет на весеннюю охоту был отменен, под давлением охотничьих организаций, несмотря на сопротивление АСБК. К сожалению, здравый смысл не возобладал и запрет отменен полностью, даже на наиболее страдающих от весенней охоты уток (формально - селезней уток). Наша позиция неизменна и мы продолжаем борьбу против весенней охоты, прежде всего на водоемах.