16 September 2020
Выбранный вариант транспортного коридора "Центр-Запад" может значительно сократить ареал сайгаков в Центральном Казахстане. АСБК, опираясь на накопленные научные данные, выступает за изменение маршрута.
13 января 2014 г. указом Президента была утверждена «Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года». Для получения финансирования строительства участка коридора «Центр-Запад», правительство Казахстана обратилось во Всемирный Банк Реконструкции и Развития. В 2014 г. по заказу Всемирного Банка было подготовлено предварительное технико-экономическое обоснование для сравнения преимуществ и недостатков различных вариантов прокладки трассы.
В открытом доступе можно найти документ Всемирного Банка «Отчет №PAD1456 от 6 апреля 2016 г.», об оценке проекта дороги «Центр-Запад» для предлагаемого кредита на сумму 977,86 млн долларов США Республике Казахстан. У отчета имеется Приложение 5 – «Экономический анализ и обзор предварительного технико-экономического обоснования». Приведем данные из этого Приложения.
В нем указано, что правительством Республики Казахстан выполнено предварительное технико-экономическое обоснование для шести маршрутов коридора «Центр-Запад» (показаны на карте), три из которых были предложены Комитетом автомобильных дорог (КАД) и три - АО «НК «Казавтожол». Согласно этому документу, изначально рассматривались следующие маршруты:
• Маршрут 1 (предложен КАД), на карте выделен зелёным: Астана, Жаксы, Костанай, Карабутак, Актобе, Доссор, Бейнеу, Актау.
• Маршрут 2 (КАД), фиолетовый: Астана, Жантеке, Егиндыколь, Аркалык, Тургай, Акшыганак, Иргиз, Шалкар, Бейнеу, Актау.
• Маршрут 3 (КАД), жёлтый: Астана, Атбасар, Аркалык, Тургай, Акшыганак, Иргиз, Шалкар, Бейнеу, Актау.
• Маршрут 4 (Казавтожол), голубой: Астана, Жантеке, Егиндыколь, Аркалык, Тургай, Акшыганак, Иргиз, Актобе, Доссор, Бейнеу, Актау.
• Маршрут 5 (Казавтожол), красный: Астана, Жантеке, Егиндыколь, Аркалык, Тургай, Акшыганак, Иргиз, Шалкар, Кандыагаш, Доссор, Бейнеу, Актау.
• Маршрут 6 (Казавтожол), синий: Астана, Атбасар, Аркалык, Жезказган, Кызылорду, Шалкар, Бейнеу, Актау.
Согласно оценке Всемирного Банка, наиболее экономически выгодными являются маршруты 1, 4 и 5. Итоговое технико-экономическое обоснование было составлено к маршруту 5 (центральный маршрут) от Нур-Султана до Иргиза. При этом, маршрут 1 (северный маршрут) является более экологически безопасным и экономически выгодным по нескольким причинам.
1. Северный вариант предполагает реконструкцию существующих автомобильных дорог, соединяющих населенные пункты Акмолинской, Костанайской и Актюбинской областей и областные центры двух последних регионов. Центральный (№ 5) требует строительства новых и реконструкцию старых автомобильных дорог, так как проходит через некоторые участки, где существующая дорожная инфраструктура либо отсутствует, либо находится в очень плохом состоянии. В частности, строительство с «нуля» планируется на участках Жантеке-Аркалык и Торгай-Иргиз, где располагаются важнейшие местообитания сайгаков.
Дороги, которые могут быть реконструированы при выборе северного маршрута (№ 1):
Существующие характеристики дорожного покрытия по центральному маршруту (№ 5)
Участок дороги |
Класс |
Длина (км) |
Ширина дороги (м) |
Тип поверхности |
Астана –Жантеке |
III |
79.8 |
7.0 |
Асфальт |
Жантеке - Егиндыколь |
IV |
70.2 |
6.0 |
Щебень/Верхний слой почвы |
Егиндыколь - Аркалык |
IV |
239.7 |
6.0 |
Щебень/ Верхний слой почвы |
Аркалык - Амангельды |
III |
122.6 |
7.0 |
Асфальт |
Амангельды - Тургай |
III |
146.7 |
7.0 |
Асфальт / Верхний слой почвы |
Тургай - Нура |
IV |
163.3 (80) |
6.0 |
Верхний слой почвы / щебень (80 км – полевая дорога) |
Нура-Иргиз |
IV |
66.5 |
6.0 |
Щебень / Верхний слой почвы |
Иргиз– Шалкар |
IV |
127.2 |
6.0 |
Щебень / Верхний слой почвы |
Всего |
- |
1016 |
- |
- |
2. Исходя из оценки Всемирного Банка, стоимость строительства коридора «Центр-Запад» заметно сократится при выборе маршрута 1, так как он предусматривает реконструкцию уже существующих автомобильных дорог.
3. Одним из аргументов в пользу центрального маршрута (№ 5) является то, что расстояние по нему от Нур-Султана до Актобе сократится примерно на 200 км. При этом, оценка Всемирного Банка отмечает, что протяженность маршрута № 1 может быть сокращена на 150 км путем модернизации местных дорог к югу от Костаная – от Аулиеколя до Адаевки, и тогда протяженность вариантов 1 и 5 практически выравнивается.
Таким образом, вариант 1, исходя из оценки Всемирного Банка, наиболее выгоден экономически и лишь очень незначительно (при условии спрямления к югу от Костаная) длиннее проектируемого сейчас варианта 5. Он же, с нашей точки зрения, является экологически безопасным, так как обходит местообитания сайгаков с севера и не несет никакой угрозы особо охраняемым природным территориям.
Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия (АСБК) призывает Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК изменить маршрут транспортного коридора «Центр-Запад», чтобы сохранить сайгаков бетпакдалинской популяции.
Поделиться с друзьями