21 October 2015
В Астане 19 октября прошло заключительное заседание рабочей группы по изучению причин гибели сайгаков, созданной Министерством сельского хозяйства РК. К сожалению, ничего нового по сравнению с аналогичной летней встречей казахстанскими институтами выяснено не было.
Институт проблем биологической безопасности, который должен был свести воедино все мнения экспертов, проанализировать их и представить итоговый анализ, ограничился в этот раз описанием причин гибели домашнего скота в местах падежа сайгаков; причем сделал это таким образом, что вывод о том, что гибель скота и сайгаков не связана, должен был делать самостоятельно председательствующий вице-министр МСХ Ерлан Нысанбаев. Какого-либо ясного документа, перечисляющего все гипотезы гибели и хотя бы убедительно опровергающего заведомо несостоятельные, представлено Институтом не было, поэтому результат работы вызвал некоторое недоумение. В итоге остается все тот же пастереллез (или полимикробное поражение) в качестве вторичной инфекции без ясной первопричины, из-за которой собственно все и произошло.
На прошлом заседании комиссии Институт микробиологии и вирусологии сообщал о присутствии во всех пробах неизученного вируса, но для дальнейших исследований нужны уже серьезные средства - хотя и гораздо меньшие, чем запросили все прочие организации системы МОН, которая и должна, по предложению МСХ, вести дальнейшее изучение вопроса.
От АСБК в заседании участвовали директор Центра прикладной биологии Сергей Скляренко и координатор Природоохранной инициативы «Алтын Дала» Штеффен Цутер.
С.Скляренко призвал присутствующих взглянуть правде в глаза и учитывать в работе настоящие цифры оставшихся в живых и погибших сайгаков бетпакдалинской популяции - соответственно 31 тысячу с небольшим и около 210 тысяч, то есть принять во внимание беспрецедентную в процентном отношении гибель, порядка 87%. Эти данные получены в ходе совместного мониторинга «ПО Охотзоопром» и АСБК, идущего под контролем и по программе Комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ. Прежнее занижение числа погибших связано с тем, что сайгаки, погибшие вне мест их массовой концентрации и гибели, остались ненайденными на огромной территории степи, а учет погибших велся только при захоронении. Конечно, точное число остатка будет ясно при весеннем учете 2016 г., как об этот и говорили ранее представители Комитета. Скляренко подчеркнул, что вопроса о качестве охраны сайгаков бетпакдалинской популяции не стоит, но должна быть разрешена загадка их гибели, и это именно научная проблема.
Ш.Цутер информировал о прошедшей летом экспедиции по местам миграций погибшей сайги и о том, что пробы, увезенные при содействии АСБК в лаборатории Англии и Германии, пока не проанализированы. Там идут анализы на ДНК вирусов, гистопатологию и на токсины.
На этом комиссия прекратила свою деятельность, постановив продолжить работу по изучению феномена гибели уже в рамках будущей рабочей группы при МОН.
Добавим, что, возможно, какие-то результаты работы международников будут известны ко встрече по выполнению Меморандума по сохранению сайгака, которая пройдет в последних числах октября в Ташкенте. Важно то, что создана и действует под эгидой Боннской конвенции также международная рабочая группа по причинам гибели, с участием ученых из ряда стран. Она проводит в числе прочего ретроспективный анализ всех прошлых зафиксированных случаев гибели, чтобы попытаться найти какие-то закономерности, то есть делается то, что пока обещают осуществить в институтах МОН при условии выделения средств. Можно констатировать, что после того, как будут получены из-за рубежа результаты анализа проб и ретроспективного обзора, нужно будет в зависимости от них откорректировать программы дальнейших исследований в Казахстане.
Поделиться с друзьями