29 January 2022
АСБК комментирует основные вопросы относительно статуса хищника в стране. Они начали обсуждаться после того, как в начале года Министерством экологии, геологии и природных ресурсов было опубликовано "Биологическое обоснование регулирования численности волка и шакала на территории Республики Казахстан" на 2022 год.
☛ Сколько волков в стране? По официальным данным, численность волков в стране составила около 14,5 тыс. особей, ситуация по областям очень различна. Плотность колеблется от 0,02 до 3,2 особей на 100 км², в СКО волк отсутствует уже более 7 лет, в степных регионах (Акмолинской, Павлодарской, Карагандинской областях) плотность значительно ниже оптимальной (оптимум, по данным из РФ - около 0,5 / 100 кв.км). В Актюбинской, Костанайской, Атырауской и ЗКО наметился рост. На юге и юго-востоке страны численность стабильно высока. Источник данных – цифры, полученные областными территориальными инспекциями лесного хозяйства и животного мира от охотпользователей и ООПТ, только в Мангистауской и Атырауской областях инспекции оценивали численность самостоятельно.
☛ Как рассчитаны лимиты изъятия? Предлагаемое изъятие – 4,8 тыс. особей, это 33% от общей популяции; оно колеблется по областям, где есть волки, от 10% до 50%. Лимиты определяются не только исходя из численности и плотности населения волка, но и с учетом степени синантропности хищника – т.е. насколько сильно волки зависят от естественных источников питания и какой ущерб наносят животноводству. В расчет берется и эпидситуация по бешенству, так как волк является одним из его основных носителей и представляет риск для заражения людей. Для регионов с повышенными показателями по этим параметрам возможно изъятие от 30 до 50% от общей численности. Цифры основаны на общемировой практике по управлению популяциями волков и региональных подходах для стран с высокой численностью. В областях, где волк менее синантропен (север, центр, юго-запад страны) такое жесткое регулирование численности не рекомендуется. Там рекомендованы лимиты от 10 до 30%, причем где-то с оговоркой – «регулирование допускается только в случаях подтвержденных нападений на домашний скот или заходов в населенные пункты».
☛ Почему нельзя не добывать волка совсем? На значительной территории страны природные системы серьезно изменены человеком. Недостаток естественной кормовой базы и сокращение местообитаний приводит к учащению нападений волка на домашний скот и заходам в населенные пункты, что может представлять угрозу для местного населения. Мы считаем, что отстрел – не единственный и не самый эффективный способ разрешения конфликта. Но пока не налажена комплексная работа по управлению популяциями волка в стране, отмена регулирования представляет собой риск для населения.
☛ В чем проблема существующей системы? Официальные данные по численности очень разнокачественны. Учет ущерба и количества нападений на скот не ведется. Разрешения на регулирование численности волка часто используются случайными людьми для оправдания пребывания в охотугодьях с оружием. Охотхозяйства лишены возможности регулировать отстрел волка на своей территории. Контроль за добычей волка практически не ведется.
☛ Что делать дальше? На первом этапе решить существующие проблемы возможно, переведя волка из категории видов, численность которых подлежит регулированию, в категорию видов, являющихся объектами охоты, с соответствующими изменениями в Правилах охоты. В этом случае, на территории охотхозяйств за регулирование численности будут отвечать охотпользователи, в резервном фонде – ОТИ КЛХЖМ. Это обеспечит более качественный мониторинг численности и изъятия, на основе которого можно будет строить систему эффективного управления численностью. Кроме того, волк – ценный вид как объект цивилизованной охоты, и мог бы приносить доход охотхозяйствам, которые были бы заинтересованы в оптимальном состоянии его популяций.
В будущем необходимо создание Плана действий по виду, где методы управления будут отличаться для разных ландшафтных зон страны, особое внимание должно быть уделено внедрению методов защиты домашнего скота, для снижения степени синантропности волка и сохранения его роли в экосистемах.
Мы рекомендовали перевод волка в категорию видов, являющихся объектами охоты. Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК сообщил, что вопрос будет рассмотрен на заседании Научно-технического совета (НТС) в ближайшее время.
Фото: Егор Тимошенко / АСБК
Поделиться с друзьями